В отделе разработки одной прекрасной компании работала замечательная девушка Ольга. Она обладала рядом неоспоримых достоинств: была умна, компетентна, общительна, терпелива и амбициозна — уникальное сочетание личностных качеств
Наблюдая работу Олега — своего руководителя — Ольга в какой-то момент поняла, что вполне может справиться с его обязанностями. Через два месяца после появления идеи она уже не выносила этого надменного, самовлюбленного, глупого и не разбирающегося в деталях индивидуума. Проблема заключалась в том, что Олега уважал Евгений — генеральный директор компании. Да и, положа руку на сердце, Олег с делами справлялся неплохо
Ольга осознала, что прямой атакой Олега не свалить. Она занялась саботажем
- Она участвовала во всех совещаниях, на которые ее звали, и всеми силами старалась попасть на брифинги, в которых ей не полагалось присутствовать. На встречах вела себя активно
- Помогала сотрудникам советом, не рассказывая при этом, чем объясняется выбор того или иного варианта или инструмента. Это позволило наладить с коллегами очень хорошие отношения и заслужить в коллективе статус эксперта
- Ольга поддерживала чужие идеи, особенно, когда ответственность за выполнение лежала не на ней
- Сама на себя ответственность брала неохотно, всеми силами старалась передать выполнение задач кому-нибудь другому
- По проектам, которыми она руководила, велась бурная работа, однако сроки сдачи все время переносились
- В том, что сроки переносятся, все время был кто-то виноват: менеджер по продажам, который наобещал клиенту неизвестно что, клиент, который никак не может точно сформулировать требования, программист, который занят защитой диплома, программист, который пришел на его замену, бухгалтер, секретарь и т. д.
- Ольга никогда при свидетелях не называла точных дат завершения работ. Наедине с руководителем она охотно обсуждала сроки, но при свидетелях на вопрос «Когда?» всегда отвечала расплывчато
- Она постоянно была занята, просто завалена работой
- Если даже ее группа неожиданно завершала какую-то часть проекта, в работе всегда находились мелкие, но трудноустранимые баги, исправление которых все время затягивалось
- Ольга дружила со всеми, но ни с кем не откровенничала. Она предпочитала задавать вопросы, а не рассказывать о себе. Понятно, что никто в компании не был в курсе ее задумок
Через полгода отдел Олега завалил план, а сам Олег был вынужден уволиться. Догадаетесь, кто занял его место и возглавил подразделение?
На мой взгляд, саботаж — это одна из самых серьезных проблем, с которой может столкнуться руководитель любого уровня. Дело в том, что саботаж трудно распознать и, соответственно, с ним тяжело бороться. Ключевое отличие саботажника от некомпетентного сотрудника — это наличие злой воли. Неподготовленный специалист ошибается по незнанию, а саботажник — потому что хочет ошибиться
Как с ним справляться?
С помощью системного менеджмента, как ни занудно это звучит. Чем менее понятны правила игры, чем более «мутна вода» в компании, тем чаще появляется саботаж и тем труднее его поймать и с ним справиться
- Разграничьте обязанности между сотрудниками
- Не позволяйте людям, не связанным с проектом, подключаться к его обсуждению или выполнению
- Проанализируйте бизнес-процессы, найдите узкие зоны, логические циклы и другие проблемные этапы. Исправьте их
- Дайте сотрудникам возможность безопасно давать обратную связь по работе коллег и руководителей (например, проведите оценку 360)
- Составьте систему грейдов, давайте амбициозным возможность расти
- При контроле, учитывайте не только сроки выполнения задач, но и даты их постановки
В лечение саботажа нет готовой схемы. Одно могу сказать точно — если вы узнали в характеристике Ольги кого-то из своих подчиненных — забудьте о спокойной жизни, против вас ведется игра. Ну, а если вы решили сыграть в эту игру сами… Я не указала в описании несколько важных моментов, чтобы не упрощать интригану задачу. Мне подобное поведение не по сердцу, хотя я и понимаю, что это один из наиболее эффективных методов корпоративной борьбы
Каждый получает то, что заслуживает